Музей-заповедник «Гатчина»

Цель проекта «Музеи истории династии Романовых»: возрождение основ историко-культурной и духовной составляющей России, ее достижений в период правления Династии Романовых. Маршрут расскажет о том, как жила и хранила высокие традиции благочестия семья последнего Императора

Здание, построенное итальянцем Антонио Ринальди, служило резиденцией для всех российских императоров, от Павла Первого до Николая Второго. После Октябрьского переворота императорский дворец в 1918 году стал музеем, где вплоть до Великой Отечественной войны сохранялись как парадные, так и личные апартаменты всех его венценосных хозяев. В Гатчинском дворце, одном из немногих, можно было увидеть детские комнаты: обстановку и детские игрушки, качели и катальную горку, парты, многочисленные коллекции милых сердцу безделушек.

Формирование коллекций Гатчинского дворца началось при первом его владельце – графе Г.Г. Орлове, который коллекционировал охотничье оружие, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства западноевропейских и восточных мастеров. После смерти Г.Г. Орлова Гатчинский дворец со всеми коллекциями переходит во владение великого князя Павла Петровича и с 1796 года становится императорской резиденцией, которой и оставался до 1917 года. На протяжении этого времени коллекции дворца пополнялись и расширялись его владельцами. После Октябрьской революции Гатчинский дворец открылся как музей и до Великой Отечественной войны был самым крупным из всех пригородных дворцов Петербурга, как по площади, так и по количеству художественных ценностей. Особую ценность представляют описи, самые ранние из которых выполнены в 1917-1925 годах, когда ценности, принадлежавшие царской семье, были экспроприированы и вскоре стали экспонатами музея. Тогда же были созданы топоописи некоторых комнат с рисунками расположенных в них предметов, что сейчас является необходимым материалом для создания исторических интерьеров.

В  замечательно воздушном интерьере Туалетной сразу чувствуется искусная рука А. Ринальди, который, используя свои излюбленные приемы, создал отделку, заставляющую подолгу всматриваться в прихотливый декор стен, падуг, перекрытия. 
На  потолке — горящие факелы и скрещенные ветки полураспустившихся лилий. Разнообразные гирлянды, перевитые лентами венки, тирсы, букеты на карнизах — все это создает впечатление нарядной легкости. Эффектную ноту вносят неповторяющиеся изображения птиц: одна из них сжимает в лапках ветвь для строительства гнезда, другая словно застыла в настороженной позе, третья взмывает вверх и сильный ветер топорщит ее перья... 
На  богато декорированных панелях особо выделяются архаичные по рисунку композиции птиц, запряженных в тройку и везущих горящий жертвенник — символ любви, милосердной и всепрощающей. 

Наличники искусственного мрамора венчают пластические десюдепорты (наддверники) в  виде панно, на которых размещены фигуры путти, еще две украшают стену с камином. Возможно, они олицетворяют четыре времени суток: ночь — малыш спит, слегка укрывшись покрывалом (над дверью в проходную), утро — путти проснулся и летит навстречу солнцу (над дверью в Овальный будуар), день и вечер (справа и слева от камина). 

В  художественное убранство зала включены мраморные барельефы, изображающие римских императоров; портрет императрицы Екатерины II в лазуритовой оправе работы М.А. Колло. Скорее всего, он появился здесь, еще при первом владельце Гатчинского дворца. До Великой Отечественной войны над камином находился второй портрет Екатерины Великой — скульптора Д. Чибеи (в настоящее время хранится в ГМЗ «Царское Село»). 

Неизвестно, как использовался зал в  бытность графа Орлова, однако, несомненно, этот полный пленительного изящества интерьер, был создан для женщины. Архитектор остался доволен отделкой, ведь не случайно вверху наддверников появилась его своеобразная «подпись»: две скрещенные ветки лилии. 

Ринальдиевский, виртуозный по  своему орнаменту паркет, был воссоздан в 2007 году. 

14f685d7d0940dc1f9ef1e53f0f0d9e6.jpg

188300, Ленинградская область, город Гатчина, Красноармейский проспект, д.1, тел. (81371) 215-09; 
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00), выходной: понедельник; санитарный день: первый вторник месяца

Перейти на сайт Императорский маршрут Перейти

Создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства